Иранемаст




ИРАНЕМАСТ (мой Иран)


ПРЕДИСЛОВИЕ

Иногда, мне кажется, что я кидаю камни в глубокий колодец. Настолько глубокий, что мне не слышно ни всплеска воды, ни эха от упавшего камня. И это, наверное, худшее, что можно было бы ожидать. Критика, не понимание и даже не принятие, все это говорит о том, что ты на верном пути, что это кому-то интересно и даже задевает за живое. Но когда натыкаешься на молчание и не заинтересованность, руки опускаются сами собой. Стоит ли рассказывать о пережитом и увиденном там, куда никто не хочет ехать? Если стоит, то зачем? Ради бахвальства и дешевого пиара?
Но ведь то, что я увидел и пережил, стало частью моего внутреннего мира и если мне и хочется распахнуть в него двери, то лишь с одной целью: поделить его и раздать всем тем, кто увидел в нем отражение своего дальнейшего пути. Кто, увидев мир моими глазами, не только захочет побывать в нем, но и начнет собираться в дорогу. В этом я вижу продолжение себя сегодняшнего, в этом мой путь в будущее.


ЗАРИСОВКИ

Еще в самолете я понял, что я не стану писать отчет в привычном его понимании. Не изменил я своей позиции и сейчас, отчасти из-за того, что не смог в течение полутора месяцев найти попутчиков в этот поход, а отчасти потому, что я решил вернутся в Иран еще раз. Так или иначе, но на свет появились эти зарисовки.


НАЧАЛО

Нас всегда манит к себе новое, не познанное, не изведанное. Но всегда ли доставляет радость, ни разу не пройденное тобой испытание? Наверное, это понимаешь, когда минуют все тревоги и волнения старта, до которого еще необходимо сделать подчас достаточно сложный выбор.
Выбрать страну для похода было не сложно, ведь даже не вникая в учебники по истории и географии можно безошибочно понять, где находится сердце Востока, где лежит его с одной стороны такая доступная и в тоже время сложно достижимая душа.
Больше двух лет понадобилось мне, чтобы попасть сюда. Почему так долго? - спросите Вы. Ведь все так просто: купил билет, взял багаж, а в аэропорту получил визу. Все это так, но для того чтобы хоть чуть-чуть приоткрыть завесу таинственности и скинуть бремя предрассудков понадобится намного больше времени чем две недели аэропортовой визы. А для получения полноценной визы требуется согласие МИДа страны.
Визу удалось получить со второго раза. В первый раз нам очень вежливо рассказали о нюансах женского спорта в стране и предложили ехать сугубо мужской компанией. Мы отказались ехать без девушек, и визу нам не дали, вернее постоянно говорили, что нет ответа из Тегерана. Говорили до тех пор, пока мы не устали спрашивать.
Второй раз был более успешным. Но и теперь, несмотря на наличие приглашения из Тегерана, не обошлось без специфических нюансов. Приглашающую сторону вызвали в "органы". "Ваша девушка так похожа на украинскую премьерку, а у нас панически боятся революций", - отшутились приглашавшие нас тегеранцы по поводу проведенной с ними беседы. В этот раз визы мы получили. Вернее, получил ее я один. Но не потому, что остальным в ней отказали. Просто так сложилось, что все попутчики ехать отказались и мне представился исключительный шанс попробовать, что такое одиночное путешествие.
Думал ли я, что когда-нибудь отправлюсь в путешествие один? Нет, никогда! Но во второй раз откладывать поездку в Иран было невыносимо…


ПОЛОВИНА МИРА

Жара спала и свежий ветерок, обдавая лицо мелкими частицами воды от фонтана на площади Имама Хомейни, приносит ни с чем несравнимое удовольствие в этот знойный октябрьский день. Я в Исфахане. В этом удивительном и душевном городе со своей неповторимой атмосферой и аурой, где можно идти по парку и упиваться приступами невесть откуда взявшейся благодати.


ТРАФИК

Центр города изобилует великолепными парками, из которых так не хочется выходить к улице, в толчею людей и суматоху машин. Трафик в иранских городах действительно очень интенсивный, но поняв суть происходящего можно спокойно переходить дорогу. Главное, не ловить ворон, и продвинувшись по тротуару на ширину машины, вовремя остановится в коридоре между объезжающими тебя автомобилями, и сразу после того как они тебя миновали, продвинутся вперед еще на ширину одного авто, и так до тротуара, на котором все же не стоит расслабляться, так как мотоциклы еще никто не отменял, а их тут процентов тридцать от общего трафика.


ОКНА ГОРОДА

Мне весьма импонирует привычка иранцев отдыхать на траве в парках и скверах. Это может быть что угодно: трапеза, беседа, сон, молитва или просто отдых за чашечкой чая из принесенного с собой термоса. Иногда всей семьей, часто с коврами или покрывалами. В парках много фонтанчиков или кранов с питьевой водой, у людей есть возможность поиграть в настольный теннис или подумать о своем здоровье, занимаясь на силовых тренажерах. Установки с бесплатной охлажденной водой стоят не только в парках, но и в общественных местах или просто на улицах. А еще парки служат не только для дневного, но и для ночного отдыха. Как, удивитесь Вы? Очень просто. В более-менее крупных городах в одном из парков оборудуется специальная площадка, где любой путешественник может беспрепятственно поставить на ночь палатку, принять душ, приготовить еду и т.д. Да это не кемпинг, где-то примитивно, но абсолютно бесплатно. Есть такой скверик даже возле железнодорожного вокзала в Тегеране.
Иранцы очень спокойно относятся к палаткам и людям в них проживающим. Эти переносные дома используются и фермерами, охраняющими свой урожай, и дорожными рабочими, и просто авто туристами, которых в стране великое множество.


МАСТЕРА

В Иране живут и процветают народные ремесла и промыслы. Нет необходимости в поиске настоящих мастеров и их произведений в далеких кишлаках и селениях. Мастерские располагаются прямо на базаре больших городов, среди торговых рядов. Настоящий базар откроет перед Вами ряды чеканщиков, галереи мастеров по металлу, и целые кварталы художников. Некоторые доводят мастерство до совершенства и создают вещи, от которых невозможно оторвать взгляд. Можно проследить весть процесс изготовления настоящих произведений искусства вживую. Керамика, светясь насквозь, отражает солнце в бесконечно голубом иранском небе, а медную посуду можно использовать вместо зеркала, настолько она гладкая и отполированная. О знаменитых персидских коврах стоит просто промолчать.


ДОРОГИ

Иран изобилует широкой сетью дорог хорошего качества. Такое впечатление, что здесь закатывают асфальтом любую часто-густо используемую дорогу. Основные магистрали имеют разнесенные встречные полосы. Не огороженные отбойником, а именно разнесенные, причем иногда метров на двести-триста. Если асфальт плохого качества, то впереди непременно встретятся дорожные рабочие прокладывающие современную магистраль. Практически всегда присутствует широкая обочина. Вдоль дороги иногда попадаются сады. Там где есть вода, есть жилые постройки, а значит процветает земледелие. Довольно часто вдоль дороги расположены специально обустроенные паркинги, зачастую с водой.
Не очень приятная особенность иранских дорог - это отсутствие больших уклонов. Основные дороги пологи. Ради снижения уклона делаются большие объезды и, как правило, получаешь мало удовольствия от 3-4% подъема длинной в 30-40 километров.


СОЦИАЛИЗМ?

Иногда, кажется, что Иран живет как при социализме. Процветает государственный сектор, много социальных общественных проектов. Можно встретить вдоль трассы среди бесплодной пустыни цветущий парк с бассейном, выстриженными в форме животных кустами, клумбами роз, и детскими площадками, а до ближайшего города 10 км.
Или разместившееся на склоне горы колесо обозрения, а под ним высаженные рядами деревья. Рядом дорога и не одного населенного пункта.
А когда общаешься с иранцами, то невольно из дружеской, спокойной и уравновешенной беседы вылавливаешь подспудно возникшее ощущение общения с жителями "шестнадцатой" республики, догадайтесь чего?


ЦИФРЫ

Любителям погружений в сухие цифры статистики посвящается.

Двенадцать ходовых дней.
Пройденное расстояние: 1127 км.
Полный подъем: 11142 м.
Средняя скорость движения: 15.1 км/ч
Максимальная скорость: 69.9 км/ч

Маршрут
Нитка маршрута: Исфахан - Шехреза - Семиром - Ясудж - Эрдекан - Шираз - Персеполис - Нагшт е Ростам - Пасаргады - Дехбид - Эберку - Йезд

Бюджет:
- авиа, Киев-Тегеран, RT 2724 грн. (на 25.09.08 курс НБУ 4,86),
- общие расходы во время поездки 300 $.

Детализация движения по дням с ниткой маршрута и высотным графиком за день.


ЕЗДИЛИ, ЗНАЕМ

Даже в октябре в Иране в середине дня невозможно крутить педали из-за испепеляющей жары. Оптимально начинать движение с рассветом, где-то около шести утра. До девяти часов относительно прохладно. С полудня до трех дня лучше устраивать себе сиесту в тени гранатовых деревьев или в яблоневом саду и затем продолжать движение до захода солнца, то есть до шести часов вечера.
Ночевать лучше в гостиницах, цены на которые весьма демократичны. Если в населенном пункте нет жилья, и напросится на ночь в гости не удалось, то палатку лучше всего поставить подальше от города, но недалеко от жилья, например в саду.
Ночью в октябре может быть весьма холодно, особенно в горах. Поэтому запаситесь теплыми вещами.
Питаться лучше в ресторанах. Выбор блюд хоть и не велик, но всегда вкусно, сытно и дешево.
Не удивляйтесь, если в гостях Вам предложат покурить… опиум. Ведь гостям предлагают лучшее.


ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Интересно может ли одна и та же звезда два раза упасть с небосклона? Может ли мечта сбыться дважды? Жаль, что нет времени поразмышлять над этими вопросами, ведь пора собираться в дорогу. И непременно в Иран, если этого захочет Бог.
Иншалла!


Киев - Тегеран - Киев - 2008 год


Информация о проекте

Фотографии

Видео

Оригинальный текст


Создан 26 янв 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником